На Керченском полуострове более 50 действующих вулканов: высоких и почти плоских, периодических и действующих постоянно. Только извергают они грязь, а не потоки лавы.
Булганакское поле – это настоящий триумф грязи. Здесь самые разные, конусообразные и похожие на озера, вулканы истекают грязью. Грязь в широких, порой до 20 метров в диаметре, кратерах пульсирует и пузырится, над ней изредка вздымаются беловатые облачка газа.
Склоны сопок покрыты растрескавшейся буровато-серой коркой. А посреди сопок лежит озеро, тоже заполненное жидкой грязью. В этом непонятном, полужидком ландшафте и озеро постоянно меняет свои очертания из-за потоков грязи. Среди поля вулканов вы не встретите огня и раскаленной лавы: грязь всегда остается прохладной, не теплее 19 градусов.
Она поднимается из-под земли, подталкиваемая не высокой температурой, а большим давлением накопившихся газов. Газы образуются как побочный продукт органического процесса, того же, который дает нефть. Поэтому грязевые сопки на поверхности – всегда примета месторождений нефти в недрах.
Считается, что жерла Булганакских сопок уходят очень глубоко, ниже уровня поднимаемой ими глины. Об этом свидетельствуют вкрапления песчаника и других пород в грязевых потоках. А участки ископаемой грязи говорят о том, что Булганакские сопки действуют невероятно, загадочно долго.
Непонятным для геологов остается и большое количество брома в грязи. Он оседает на кромках кратеров весьма живописной белой бахромой, похожей на мех или плесень, но скоро, как и грязь, засыхает. Булганакские сопки понятны только на поверхности, о том же, что в действительности происходит в недрах, ученые только размышляют.
Булганакские сопки, впрочем, совершенно безопасны и миролюбивы. Вокруг них нужно ходить осторожно: нога может уйти в жидкое месиво по колено. Но пока на счету Булганакских сопок лишь немногие жертвы: в них пропадали заблудившиеся домашние козы, да еще один немецкий танк во время войны засосала сопка, в меру сил содействуя красноармейцам.
Сопки действуют постоянно, не прекращая испускают грязь, таким образом страхуя себя от редких, но бурных извержений. Только изредка грязь бьет фонтаном, но высота его не больше 10 метров.
Совсем не такой Джау-Тепе, стоящая особняком, самая большая на Керченском полуострове грязевая сопка высотой 60 метров. Это – вулкан периодический, и если уж он извергается, то не на шутку.
Его название на крымско-татарском означает «вражья гора». Еще бы, ведь в XVII веке Джау-Тепе уничтожил целый поселок.
Сильное извержение было и в 1914 году: грязь фонтанировала до высоты 40–60 метров, а затем спускалась по склону потоком шириной 120 и толщиной 2 метра. Последний раз показал свою силу Джау-Тепе в 1942 году, и с тех пор отдыхает.
Комментарии